1

Техосмотр возвращается. А надо ли?

DiskontСовсем недавно ГАИ нас озадачило. Техосмотр – возвращается! Эта новость породила бурю комментариев и недовольства. Министр внутренних дел Арсен Аваков поспешил откреститься от этой инициативы в тот же день. Но лед тронулся, и этот вопрос будет рассматриваться на форуме по безопасности дорожного движения 27-28 июня в Киеве.

Откуда взялась эта инициатива и есть ли в ней необходимость?

ГАИ утверждает, что возобновление обязательного техосмотра необходимая норма для вступления в Евросоюз. И что полис о техническом состоянии автомобиля является обязательным в Европе. Но почему-то забывают сказать о том, что эта норма действует все же не во всех странах союза.

Другой, весомый аргумент автоинспекции — это увеличение количества ДТП. Но зачем лукавить? Если верить Госкомстату, количество аварий в 2013 году было наименьшее за последних тридцать лет. Несильно изменилось и процентное соотношение причин ДТП. Так, первое место занимает превышение скорости, за ним следуют другие причины, связанные с человеческим фактором, и лишь в конце списка — техническая неисправность транспортного средства (обычно ее даже не выделяют, просто пишут «другие причины»).

Статистика

Скриншот с сайта Госкомстата.

Так откуда такое рвение к восстановлению техосмотра? Давайте вспомним, как аргументировали его отмену. «По причине неэффективности и коррупционности». А теперь присмотримся к схеме техосмотров, предлагаемых ГАИ.

Первые 3 года проходить техосмотр ненужно. Оно и понятно, за три года нормальная машина не требует особого ухода, и придраться особо не к чему.

После трех лет техосмотр нужно проходить ежегодно. Вспоминаем наши дороги и качество запчастей. Ответьте, что проще и дешевле – перебрать полмашины или «дать на лапу»? Ответ очевиден.

Далее еще интересней. Автомобили старше 15 лет проходят техосмотр дважды в год. Читаем выше и умножаем на два. Машину с 15-летним стажем практически нереально довести до идеального состояния, необходимого для честного прохождения техосмотра. А далее — ты либо платишь, либо тебе выносят мозг, и  — ты все равно платишь!

img

Самая частая причина ДТП в Украине в 2014 году — столкновение с русским БТР.

Для чего вообще придумали техосмотр? Он задумывался как инструмент контроля технического состояния автотранспорта и, в результате, повышения безопасности на дорогах. Инструмент нужный и важный, практически незаменимый — для тоталитарного общества. Но, хочется верить, что мы уже выросли из совковых ползунков и заботу о собственной безопасности должен проявлять каждый водитель самостоятельно. И роль автоинспекции в изменяющемся обществе должна меняться. Из карательно-контролирующего органа автоинспекция должна стать контролирующе-воспитательным. Автоинспектор должен превратиться из взяточника — в помощника для водителей. Никто не отрицает необходимости наказания лихачей и нарушителей, но не нужно превращать дорогу в вотчину для поборов.

На фоне трудно ломаемых стереотипов, возобновление техосмотров смотрится провокационно. Думается, что с техосмотрами стоило бы подождать год-два, а пока подготовить адекватную нормативную базу и провести техосмотр личного состава ГАИ.

 img

Будем надеяться, что новая нормативная база будет иметь другое содержание.

Безопасность водителя, в первую очередь, зависит от него самого. И каждый сознательный автолюбитель должен сам быть заинтересован в технической исправности своей машины. А ГАИ (да и не только ГАИ, но и все общество!) должно стремиться повышать это самое сознание. Ведь мы идем в Европу, так ведь? И начинать нужно со школы. А для взрослых существует, к примеру, социальная реклама. Должна быть разработана система социального поощрения для грамотных и дисциплинированных водителей, как, например, в Европе поощряют некурящих дополнительными днями отпуска. Не все же кнутом, правда?

Хотелось бы услышать и мнение наших читателей по поводу необходимости техосмотров и роли ГАИ в безопасности движения на дорогах.