1

Штрафы – или штрафные балы? Цена вопроса.

imagesНаша милиция о нас заботится. Думает – денно и нощно. И мысль у нее одна: как же обезопасить нас на дорогах, уменьшить количество ДТП, дисциплинировать всех недисциплинированных водителей и пешеходов и… И — наступит мир и благоденствие!

Идея не нова, сама по себе хороша, вот только вопрос: как конкретно этого добиться? Какими методами?

24 июля на форуме по Безопасности движения, господин Будник (первый заместитель начальника Департамента ГАИ МВД Украины) предложил обсудить новую инициативу ГАИ: введение накопительной системы штрафных балов для водителей-нарушителей. Суть ее заключается в том, чтобы начислять не просто штрафы, а ввести систему штрафных балов, в основе которой – лишение прав за повторяемость нарушения. Т.е. водитель, попавший под штраф, если он не пытается исправиться, продолжает накопление штрафных балов, и, дойдя до критической точки, лишается прав – изначально на 3 месяца, а для особо злостных – насовсем.

Подобный опыт хорошо зарекомендовал себя в США, где он действует не один год. За «небольшое» преступление – превышение скорости, там можно получить от 3 до 11 очков, а если за 18 месяцев их будет 11 или больше – это уже лишение прав на 31 день. С водителем, набравшим 15 балов, страховая компания может запросто расторгнуть договор, а это уже серьезные финансовые потери.

А как у нас? Давайте же поразмышляем вместе, какие формы может принять этот опыт, пересаженный на почву нашей действительности.

images

Неслучайные случайности.

Чем может закончиться для водителя, нарушившего правила дорожного движения, встреча с инспектором ГАИ? Какие у последнего есть рычаги влияния? Самое главное, и самое распространенное – угроза написать протокол, который заканчивается, как известно, штрафом. В жизни, по реакции на такие грядущие неприятности, водителей можно разделить на четыре категории:
— те, кто старается штрафов не платить, а договориться на месте (по принципу – дешевле будет!);
— те, кто платит, и продолжает в том же духе (подумаешь, мелочь!);
— и те, кто ограничиваются звонком «другу» (им некогда терять время на такие мелочи);
— те, которых ГАИ вообще не останавливают.

images

В связи с этим, возникает вопрос: как практически будет осуществляться данное нововведение? Проверить данные о количестве балов прямо на месте – не представляется возможным, т.к. на сегодняшний день у ГАИ не существует единой он-лайн базы, доступ к которой бы имели все инспектора. К тому же, водители могут нарушать правила, находясь далеко от дома, что затрудняет проверку баллов и затягивает время процессом пересылки протоколов и их фиксации: оставаясь с водительским удостоверением на руках, водитель продолжает свой путь, как ни в чем не бывало. А балам еще, возможно, придется долго за ним побегать…

Как при этом избежать влияния человеческого фактора? Ведь взяточничество на дорогах выгодно всем: и водителям, и инспекторам… Невыгодно оно лишь тем, кто, в конечном результате, становятся жертвами нерадивых водителей – жертвам ДТП.

images

Выход один: к такой хорошей инициативе (сделать наказание справедливым и одинаковым для всех!) нужно подвести хорошую техническую базу, оснастив ГАИ хорошими камерами и радарами, которые будут фиксировать нарушения автоматически и так же – вносить их в единую базу. Также подобная база должна быть надежно защищена от взлома и возможности корректировки самими сотрудниками ГАИ, которым останется только своевременно доносить информацию о нарушении непосредственно виновнику. Справедливо, цивилизовано, по-европейски.

Вопрос только в том, сколько это будет стоить, и готова ли наша страна в ближайшем будущем понести эти затраты.

А в остальных случаях, к сожалению, можно и договориться… И – какая разница, за что – штраф или штрафные балы? Хотя, очень может быть, что последние будут стоить дороже…