1

Что год грядущий нам готовит? Немного о новых налогах для автолюбителей.

cost of car. with calculatorНовые налоги, заложенные в бюджет 2015 года, продолжают будоражить умы автолюбителей. И если вначале пугали тем, что владелец более-менее мощного ВАЗа должен теперь платить державе за своего коня, то теперь СМИ спешат всех успокоить: из 1,3 миллиона автомобилей под налог попадают лишь 1,3%. Кто-то уже старательно даже вычислил точную цифру – «роскошных» автомобилей на Украине 17 тысяч 300. Казалось бы, вопрос исчерпан – владельцы «простых» и не новых автомобилей могут спать спокойно. А те, кому по карману покупать дорогие джипы и феррари – вполне могут позволить себе заплатить налог в сумме 25 тысяч гривен, и, вполне возможно, даже и не сильно расстроятся по этому поводу. Но налог на роскошь, практика которого известна во всем мире, — не единственное новшество, с которым придется столкнуться автолюбителям в 2015 году.

Вместе с этим нас ожидает изменение акцизных сборов – как для легковых автомобилей, так и для грузовиков и автобусов. Так, например, на новые автобусы он будет составлять 0,003 евро за 1 куб. см двигателя, а на старые — возрастает до 0,007 евро. Хуже всего придется будущим владельцам стареньких и подержанных как автобусов, так и грузовиков – для них ставка акциза вырастет в 20 раз. Граница, за которой начинается по данным этого закона, официальная старость для автомобиля составляет 8 лет. Но ни для кого не секрет, что многие машины у бережных хозяев в таком «почтенном» возрасте не только хорошо выглядят, но и имеют хорошую закладку сил под капотом. И таких автомобилей на наших дорогах – хоть пруд пруди…

Что же тогда представляют собой новые налоги? Наполнение бюджета и (или) борьбу со старыми машинам? Вряд ли кто-то из владельцев латанного-перелатанного грузовика откажется поменять его на новый – было бы за что! От хорошей ли жизни покупают их те, кому они, возможно, станут кормильцами? Не будет ли этот налог еще одним ударом по малоимущей части населения? Или эта категория автовладельцев автоматически попадает в разряд людей богатых – ведь у них есть имущество на колесах? По словам председателя Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров Олега Назаренко, данный “налог на роскошь“ крайне не профессионален: налоги на автобусы и грузовики – чисто украинское ноу-хау, т. к. они во всем мире считаются средствами производства, а не предметами роскоши.

таб

Процент удорожания техники в 2015 году по данным autoconsulting.

Особенно интересным окажутся налоговые нововведения для тех, кто купил автомобиль, ввезенный в Украину как коммерческий и уже здесь переоборудованный и зарегистрированный как пассажирский. Как известно, во всем мире закон обратной силы не имеет. Но только – не в Украине. Получается, что последние владельцы таких газелей и бусов, возможно уже не единожды перепроданных, окажутся перед фактом того, что они обязаны уплатить государству налог за их переоборудование. Вероятность того, что от такого транспорта захотят избавиться поскорее – весьма велика. Вот только – кто купит? Непонятным остается и механизм востребования долга: неужели водителей ждут «письма счастья»?

Акцизная ставка на электромобили в размере 109 евро вряд ли расстроит многих автовладельцев. Однако этот факт – еще один штрих к портрету нового налогового кодекса Украины. «Зеленый», экологически чистый автотранспорт, на развитие которого с оптимизмом смотрит вся Европа – для нас не приоритетен. Или – принадлежит к разряду роскоши. Или – просто еще один способ наполнить бюджет. Просто потому, что есть такая ниша – электромобили. Почему бы и нет?

На чем отразятся новые налоги?

В первую очередь – на цене новых автомобилей, так как известно, что цена формируется на основании себестоимости плюс существующие налоги. В нашем случае если речь идет о ввозных автомобилях – к ним надо добавить НДС, пошлина, спецпошлина, акцизный сбор и плюс дополнительный ввозной сбор в размере 5 % (на который также насчитают 1% НДС).

Простые подсчеты всех этих составляющих дают возможность утверждать, что в новом 2015 году цена на новые автомобили вырастет минимум на 6%.

Кто за это будет платить? Вопрос риторический…

По утверждениям экспертов, рынок автомобилей 2014 года обвалился более чем 50 % (было продано всего лишь 97 тысяч новых автомобилей), а ожидаемый оптимистический прогноз продаж на 2015 год – не более 70 тысяч. Отсюда следующий вопрос: в условиях 50 % обвала гривны, станет ли 6 % той суммой, которая существенно затормозит дилерские продажи или окажется тем комаром, укус которого никто не заметит? К чему мы идем? То, что автопроизводители в любом случае и при любых раскладах должны вернуть свои деньги – заложенную в цену себестоимость, это аксиома, обсуждать которую нет смысла. А то, что в связи с валютными качелями, нестабильностью в экономике, войной, отсутствием уверенности в завтрашнем дне и отсутствием банковского кредитования обычные украинцы и думать забыли о новых автомобилях – тоже факт. В этих условиях многие дилеры, увы, но переориентируют свои рыночные интересы на другие страны, и на сегодняшний день мы даже имеем факты вывоза ранее завезенных для продажи автомобилей, а также сокращения, с угрозой полного закрытия, представительств автопроизводителей. Следующим этапом падения, после ухода из нашего рынка цивилизованных представительств, может стать то, что мы уже проходили в 80-90-е годы: серый рынок и расцвет контрабанды.

9-0

Комментарии излишни.

От всех этих реалий возникает эффект ножниц: с одной стороны для простого украинца купить новые авто в сложившейся экономической ситуации нет никакой финансовой возможности, с другой – чем более старый автомобиль, тем большую сумму налога придется за него платить. Где же выход? Сумеет ли правительство увидеть последствия от своих решений раньше, чем оно приведет к краху авторынка? Или наполнение бюджета за счет новых налогов даст им возможность вытянуть козырь из рукава, который сможет «побить» все эти не состыковки? Возможно, сильный бюджет сможет обеспечить экономическую и финансовую стабильность, увеличит число рабочих мест, благодаря чему мы сможем менять автомобили каждые 5 лет, как это делают во всем цивилизованном мире, и с радостью откажемся от 8-летних «старичков»?

Очень хочется верить, что все так и будет… А пока – готовьте кошельки, господа! Налоги – в народ!